cheburashka

Запись в школу

Лого фестиваль ОТК

dnevnik

young

gia

 

EGE2019

 

Афиша

afisha

 

СПАС Экстрим

dobrovoltsyirossii.rf

1 1

Локтионова Т.И.

 

FOTOЛоктионова Татьяна Ивановна,

учитель математики

высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 24»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на заседании городского круглого стола учителей математики по теме «ИГС   «GeoGebra» - как инструмент математической деятельности (опыт реализации технологии обучения математике)»

 

Математическое образование выступает в трех ипостасях: как часть общечеловеческой культуры, как язык описания окружающего мира и как средство развития личности. Реализация этих трех составляющих в образовательном процессе и служит залогом получения качественного образования. Все три перечисленные составляющие отражены в Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной Правительством 24 декабря 2013 г.

     Математическая деятельность – ключевой элемент всей системы математического образования. Использование современных технологий и инструментов деятельности, сред взаимодействия становится ключевым фактором в эффективности и результативности образования.

     Математические инструменты, используемые в повседневной жизни и профессиональной деятельности, всегда составляли важный элемент математического образования. В свое время это были счеты, арифмометр, логарифмическая линейка и таблицы логарифмов. Начиная с 1960 г., когда электронные калькуляторы быстро становились общедоступными, старые инструменты математических вычислений стали исчезать из школы не замещаясь новыми. Более благополучна ситуация с визуализацией математических объектов: здесь происходит плавный переход от карандаша, циркуля, линейки, транспортира к компьютерным средам динамической геометрии.

Необходимость компьютерной поддержки учебного процесса определяется сегодня стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий, проникновением их во все сферы общественной жизни, в том числе и сферу образования. Это регламентируется требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, утвержденного 17 декабря 2010 года приказом Министерства образования и науки РФ. В частности, там отмечается: «Образовательное учреждение должно иметь интерактивный контент по всем учебным предметам, в том числе такое содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться». Удовлетворение этому приводит к необходимости внесения изменений в традиционную методику изучения предметов. Одним из таких предметов является школьный курс геометрии.

     Традиционная методика обучения геометрии ориентирована на решение образовательных задач, связанных с развитием логических компонентов мышления учащихся в ущерб образным компонентам мышления и творчеству. Организация компьютерной поддержки обучения геометрии призвана преодолеть эти недостатки. Основным средством организации такой поддержки являются «интерактивные геометрические среды (ИГС)», которые представляют собой программное обеспечение, позволяющее выполнить построение на компьютере таким образом, что при изменении одного из геометрических объектов чертежа остальные также изменяются, сохраняя заданные отношения неизменными.

     Главным достоинством ИГС является возможность создания динамических чертежей и текстов, которые делают видимым динамическую устойчивость и изменчивость свойств геометрических фигур (как позиционных, так и метрических).

В своем выступлении я представляю опыт учителей математики МБОУ «СОШ № 24» г. Северодвинска в реализации технологии обучения геометрии с помощью ИГС.

   В настоящее время известно не менее десятка ИГС, разработанных в разных странах. Все они отличаются только деталями. В России наиболее известными являются «Живая математика», «Живая геометрия», «Математический конструктор», «GeoNext», «GeoGebra». В нашей школе изучение двух последних началось в 2010 году, а с 2012 года перешли полностью на «GeoGebra».  И с 2010 году учителя математики каждый месяц стали посещать курсы повышения квалификации при Институте математики и компьютерных наук САФУ.

      С 2011 – 2012 учебного года наша школа стала экспериментальной площадкой по обучению геометрии с использованием ИГС. Изучение геометрии проходило как в обычных классах, так и в классах с углубленным изучением математики (в них из трех часов геометрии один проходил по группам в кабинетах информатики).

 

FOTO2

 

 

    Администрация нашей школы поддержала коллектив учителей математики во всех вопросах реализации технологии обучения геометрии с помощью ИГС, и в первую очередь это в материально техническом обеспечении учебного процесса (интерактивные доски, компьютеры, мобильный класс, ноутбуки). Во-вторых, нашла возможность в учебных планах выделить дополнительные часы для одновременной работы двух учителей на одном классе при проведении уроков.

     Обучение в 7-9 классах проходит с использованием учебно-методического комплекта «Наглядная геометрия», разработанного Н.Х. Розовым, А.Г. Яголой, Т.Ф. Сергеевой, И.Н. Сербисом. Он включает в себя: электронный ресурс (диск) с системой анимации, динамических моделей, упражнений и задач для самостоятельного изучения школьниками теоретических вопросов и проведения исследований; рабочую тетрадь; методическое пособие для учителя; пособие с поурочным планированием, контрольными работами и диагностиками.

     Применять компьютерные программы можно на любом этапе деятельности: при изучении нового материала, при закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача учителя правильно организовать эту работу.

    Учитель математики Паршева В.В. вышла за рамки уроков, организуя индивидуально исследовательскую работу с учащимися с применением ИГС. Учитель разработала программу элективного курса «Я – исследователь-математик» - 9 класс. Апробация программы проходила в виде групповой работы:

1 группа: тема проекта «Свойства биссектрисы угла треугольника», проектные продукты: тетрадь с печатной основой «Бенефис биссектрисы внутреннего угла треугольника» и проектно-исследовательская работа.

2 группа: тема проекта «Замечательные точки и линии треугольника», проектные продукты: проектно-исследовательские работы.

 

FOTO3

 

 

Следующим этапом работы Паршевой В.В. была разработка рабочей тетради «Прикосновение к гиперболе» для проведения элективного курса «Кривые второго порядка».

 

FOTO4

 

 

   Основной образовательной целью  использования ИГС является реализация системно-деятельностного подхода, направленного на развитие исследовательской деятельности учащихся средствами ИГС. Учитывая это, Паршева В.В. взяла в свои руки роль руководителя и наставника учащихся по исследовательским работам с использованием ИГС.  Список таких работ огромен, диапазон выступлений необъятен. Это и конкурсы школьного уровня, муниципального – «Ученые будущего», «Юность Северодвинска», регионального и Международного уровня «Математика и проектирование». И везде учащиеся являлись призерами и победителями разного уровня.

     Некоторых учителей заинтересовала программа работы математического кружка, разработанная Овчинниковой Р.П.  Она была апробирована в 2013-2014 году   в 5 классе учителем математики Ершовой О.М. В 2014 – 2015 году по данной программе в 5-6 классах занимались Яблочкина О.А., Боровик О.А., Локтионова Т.И.  В этом учебном году впервые на базе нашей школы проходят занятия математического кружка по экспериментальной математике в 5-6 классах под руководством Старченко Л.Г. и Локтионовой Т.И. (Программа разработана Павловой М.А.).В прошлом учебном году учащиеся с большим удовольствием приняли участие в турнире по экспериментальной математике.

 

FOTO5

 

 

Методические возможности ИГС «GeoGebra» обширны и разнообразны, позволяют встраивать этот программный продукт в систему средств обучения математики, развития способностей и интереса обучающихся.

     В 2013 году учащиеся 8а класса под руководством Локтионовой Т.И. занимались по программе открытого лицея «Всероссийской заочной многопредметной школы» МГУ. В ходе решения задач из учебника «Планиметрия», автора Р.К.Гордина, учащиеся успешно использовали программу ИГС «GeoGebra» при решении планиметрических задач. Обучающиеся этого обычного класса, занимаясь на уроках геометрии с использованием ИГС «GeoGebra», успешно сдали экзамен по математике в 9 классе.

 

FOTO6

 

 

Одной из задач, отраженной в Концепции развития математического образования является «обеспечение наличия инструментов в деятельности обучающихся, применение современных технологий образовательного процесса». В решении этой задачи поможет ИГС «GeoGebra».                                                                                                         

25.11.2015

 

 

 

Презентация  "Технология обучения математике с использованием ИГС «GeoGebra" (файл)