cheburashka

Запись в школу

Лого фестиваль ОТК

dnevnik

young

Афиша

afisha

 

СПАС Экстрим

Ребенок не слушается

03

Дети восстают не против правил, а против способов их внедрения.

Правила необходимы. Когда есть правила, дети чувствуют, что о них заботятся, что их любят.

Правила.

Правила ограничения и запретов обязательно должны быть у каждого ребенка.

Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими ( например: ребенок всегда идет в койку в 9 вечера, но, в новогоднюю ночь, предварив исключение специальной беседой-объяснением, ребенок должен иметь право заснуть тогда, когда ему хочется).

Родительские установки не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребность в любви, ласке, понимании, свободе, независимости и т.д.).

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой (договариваться лучше вне присутствия ребенка).

Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным (как говорится, из души – в душу на его языке).

Наказывая ребенка, правильней лишить его хорошего, чем делать ему плохо.

Причины плохого поведения

Борьба за выживание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание.

Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений.

Желание отомстить (развод; ревность к другому ребенку; ссоры родителей). Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

Потеря веры в собственный успех из-за низкой самооценки.

Обратите внимания на свои чувства, когда ребенок что-то в очередной раз натворил.

01Если чаще всего вы испытываете:

А) раздражение, то причина 1. (см. «Причины плохого поведения»). Ребенку не хватает вашей энергии, любви, внимания, ощущения незыблемости вашей связи с ним.

Б) гнев, ярость, то причина 2. Ребенок испытывает потребность в здоровом самоутверждении, формируется Эго в раннем возрасте.

В) обиду, то причина 3. Ребенок возвращает вам свою обиду.

Г) отчаяние, безнадежность, то причина 4.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания.

Источник: Ю.Б. Гиппенрейтер

"Общаться с ребенком. Как?"